Каталог статей /

Страхование ответственности авиаперевозчика

Страхование ответственности авиаперевозчика · Страхование ответственности авиаперевозчиков в России · Примечания · Официальный сайт ·


Страхование ответственности авиаперевозчика - один из видов страхования ответственности. В качестве объекта страхования выступает имущественный интерес авиакомпании, перевозящей пассажиров и грузы, связанный с возмещением вреда пассажирам и/или клиентам .

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, который покрывается данным видом страхования:

  • повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;
  • смерть или повреждение здоровья пассажиров;
  • смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.

Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией 1929 года ИКАО (Международная организация гражданской авиации) , Гаагским протоколом 1955 года об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 года о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международной авиаперевозкой. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки. Понятие “авиаперевозка” распространяется на всё время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолёта, аэродром, и, кроме этого, вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в том случае, если докажет, что он и его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба, или, что было нельзя предпринять такие меры.

В 2003 году вступила в силу Монреальская конвенция от 1999 года, которая пришла на замену Варшавской. По состоянию на март 2013 года к этой конвенции присоединились 103 государства, включая всех членов Европейского Союза, США, Китай, Японию и прочие страны .

Положения Монреальской конвенции имеют приоритет перед положениями все еще действующей Варшавской конвенции. Россия заявила о намерении присоединиться к Монреальской конвенции, после этого именно на ее правила должны будут ориентироваться российские авиаперевозчики и страховщики .

Основная новелла Монреальской конвенции — изменение условий компенсации и размеров ответственности авиаперевозчика. Размер (сумма) ответственности номинируются в специальных правах заимствования (СПЗ, SDR), вводится «двухуровневая» ответственность за причинении вреда жизни и здоровью пассажира:

1) в отношении вреда, размер которого не превышает 113100 СПЗ ( €129000) на каждого пассажира, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность;

2) в отношении вреда, размер которого больше 113100 СПЗ перевозчик может нести ответственность перед каждым пассажиром, в тех случаях, когда сам авиаперевозчик не докажет отсутствие своей небрежности или другого неправильного действия или бездействия, либо наличие исключительно небрежности или другого неправильного действия или бездействия третьей стороны, способствовавших причинению вреда.

Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 года. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании.

По договору страхования ответственности авиаперевозчика, страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб личности или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полётах за рубеж является обязательным. Поскольку по международным правилам страховая сумма, то есть требуемая минимальная ответственность страховых компаний составляет десятки, а в некоторых случаях сотни миллионов долларов, то при данном виде страхования быстро используется перестрахование, что повышает надежность страховой защиты.

По всем видам авиационного страхования предусмотрены общие исключения из объёма ответственности страховщика, если они специально не обусловлены в договоре. Договор страхования может быть заключен на любой срок: на один полет, на период времени, связанный с регулярными полетами или специальными полетами (к примеру, демонстрация авиационной техники).

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!