Каталог статей /

Грузовой трамвай Санкт-Петербурга

Грузовой трамвай Санкт-Петербурга · Официальный сайт · Близкие статьи · Примечания · Видео «Грузовой трамвай Санкт-Петербурга»


Грузовой трамвай с вагоном-дозатором.
Грузовой трамвай с вагоном-дозатором.

До 1997 года трамвайная система Санкт-Петербурга использовалась не только для пассажирских перевозок, но и для грузовых.

До распада СССР грузовые трамваи в Ленинграде были массовым явлением: существовал специализированный грузовой трамвайный парк (им. Красуцкого) рядом с ТП-1 на территории Горячего Поля (на Московском проспекте южнее Обводного канала). Эксплуатировалось около сотни моторных вагонов и сотни прицепных платформ. Подвижной состав в основном был двухосным, но с 1960-х годов также появились четырёхосные грузовые платформы с поворотными тележками на основе тележек списываемых «американок» «ЛМ/ЛП-33».

Причина интенсивного развития грузового трамвайного движения заключается в специфике топографии Санкт-Петербурга, расположенного на островах дельты Невы, куда трудно или практически нельзя подвести подъездные железнодорожные пути. Почти все крупные и многие среднего размера промышленные предприятия, и, кроме этого, многие железнодорожные станции в черте города имели заходившие в грузовые дворы трамвайные пути. Перевозки осуществлялись как между предприятиями (к примеру, медный прокат с завода «Красный Выборжец» на Выборгской Стороне на завод «Севкабель» на Васильевском Острове), так и между предприятиями и грузовыми железнодорожными станциями.

Рядом с парком имени Красуцкого существовал гейт трамвайной и железнодорожной сетей. Главный трамвайный въезд в грузовой двор железнорожной станции Санкт-Петербург — Варшавский был со стороны Обводного канала, восточнее Варшавского вокзала (рядом с бывшей конечной станцией «Варшавский вокзал»). Внутри грузового двора железнодорожной станции существовала разветвленная трамвайная сеть.

Другая перевалка грузов происходила на правом берегу Невы, в районе Уткиной заводи: к железнодорожной станции «Нева» подходила грузовая ветка. Кроме того, все предприятия Васильевского острова, Петроградской стороны и многих других районов обслуживались, в основном, грузовыми трамваями.

Гигантские Бадаевские склады были важным трамвайным грузовым терминалом с заездом по Заозерной и Киевской улицам.

Балтийский завод вообще имел не только внешнюю грузовую ветку, которую сняли в начале XXI века, но и целую внутреннюю грузовую трамвайную сеть, остатки которой ещё можно видеть в районе Косой и Кожевенной линий Васильевского острова).

Услугами грузовых трамваев пользовались не только такие промышленные гиганты, как завод «Вулкан», завод Калинина, завод «Большевик», Ленинградский Металлический завод, но и сравнительно скромные кондитерские, прядильные и писчебумажные фабрики. Балтийский завод в настоящий момент имеет связь с железнодорожной сетью посредством парома от железнодорожной станции «Новый Порт» на Гутуевском острове.

Обслуживание предприятий грузовыми трамваями было прекращено в Санкт-Петербурге в 1997 году. Последним обслуживаемым предприятием был «Севкабель», имеющий базу на правом берегу Невы на территории грузовой станции «Нева».

Несколько экземпляров грузового трамвая сохранились в Музее городского электрического транспорта и Службе пути.

Предприятия, пользующиеся услугами грузового трамвая
Предприятие Годы начала работы линии грузового трамвая Год окончания работы линии грузового трамвая Прохождение трассы линии Примечания
Бадаевские склады 1918 1980 2 однопутных выезда на Киевскую ул., однопутная линия по Киевской ул. до Московского пр. и однопутная линия по Заозёрной ул. до наб. Обводного канала По состоянию на июнь 2008 у перекрёстка улиц Киевской и Заозёрной сохранились куски рельсов
Завод «Большевик» 1927 1993 Однопутная линия по пр. Обуховской Обороны до ул. Грибакиных C 1927 по 1941 по пр. Обуховской Обороны вдоль завода «Большевик» существовало транзитное пассажирское движение по однопутной линии. В годы войны линия была разрушена и впоследствии была восстановлена только для грузового движения на северном участке
Водопроводная станция на Таврической улице 1930 1941 Однопутный выезд по Таврической ул. к Шпалерной ул.
Завод «Вулкан» 1934 1995 Однопутная линия: ул. Красного Курсанта — Новоладожская ул. — выезд на Пионерскую ул. Остатки линии сохранялись до первой половины 2008 года
Грунтоотвал в Весёлом Посёлке 1968 1981 Конечная станция — петля — однопутная линия до Дальневосточного пр. С 1960 по 1968 годы линия до Дальневосточного пр. использовалась для пассажирского движения
Грунтоотвал на Петергофском шоссе у ЛЭМЗ 1975  ? Однопутная линия, идущая с запада к пассажирской ветке от ЛЭМЗа к Петергофскому шоссе
Грунтоотвал на Петергофском шоссе у улицы Пограничника Гарькавого 1929  ? путь к к/ст «Улица Пограничника Гарькавого»
Калинкинский пивоваренный завод 1931 1970 Однопутный выезд с территории завода на Рижский пр.
Завод «Красная Бавария» 1934 1970 Однопутный выезд с территории завода на Петровский пр. Остатки линии сохранялись до 1995 года
Фабрика «Красное Знамя» 1934 1995 Однопутный выезд от дома по адресу Пионерская ул., 32 на Пионерскую ул. по состоянию на май 2010 года на тротуаре сохранились куски рельсов
1934 1995 Однопутный выезд от здания по нечётной стороне Пионерской ул.
Завод «Красный Треугольник» 1930 1960 Однопутный выезд с территории завода на наб. Обводного канала
Ленинград-Финляндский-Товарный 1930 1960 Однопутный выезд на Боткинскую ул.
1930 1960 Однопутный выезд по Нейшлотскому пер. на Лесной пр.
Ленинград-Витебский-Товарный 1929 1961 Двухпутная линия по Лиговскому пр. до Растанной ул.
Почтамт 1914 1950 Однопутная линия: Почтамтская улица — Исаакиевская площадь — Адмиралтейский пр.
Речная пристань на Песочной набережной 1928 1960 Двухпутный выезд на Барочную ул. осуществлялась перегрузка грузов с барж на трамвай
Фабрика имени Самойловой 1933 1971 Однопутная линия по ул. Писарева до ул. Декабристов
Угольный склад на чётной стороне Киевской улицы 1918 1970 Однопутный выезд на Киевскую ул., однопутная линия по Киевской ул. до Московского пр. и однопутная линия по Заозёрной ул. до наб. Обводного канала
Завод между проспектом Металлистов, Партизанской улицей, проспектом Энергетиков и Якорной улицей 1929 1960 Двухпутная линия к Среднеохтинскому пр.
Предприятие между Полюстровским проспектом, проспектом Маршала Блюхера и Лабораторной улицей 1930 1960 Однопутный выезд на Свердловскую наб.
Предприятие в Басковом переулке рядом с улицей Маяковского 1928 1955 Однопутная линия: Басков пер. — ул. Маяковского — ул. Некрасова
Предприятие в Сапёрном переулке рядом с улицей Маяковского 1928 1955 Однопутная линия: Сапёрный пер. — ул. Восстания
Предприятие в Сапёрном переулке рядом с улицей Радищева 1928 1955 Однопутная линия: Сапёрный пер. — ул. Радищева — ул. Некрасова
Предприятие между Свердловской набережной, шоссе Революции, Большеохтинским пр. и пр. Шаумяна 1930 1955 Конечная станция — петля — однопутная линия: выезд к Полюстровскому пр. — Полюстровский пр. — Пл. Калинина
Предприятие между Феодосийской улицей, улицей Жукова, Пискарёвским проспектом и Свердловской набережной 1930 1960 Однопутный выезд к перекрёстку ул. Жукова и Пискарёвского пр.



Санкт-Петербург. Поездка по городу в трамвае

Поездка в трамвае по центральной части Санкт-Петербурга и по Васильевскому острову. Санкт-Петербург основан 1703; ...
44:18 мин.

Видео «Грузовой трамвай Санкт-Петербурга»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!