Каталог статей /

ФД

ФД · Предыстория · Проектирование · Первый паровоз · Серийные паровозы · Конструкция · Эксплуатация · Эксперименты с паровозами · Оценка паровоза · Транспортные происшествия · Сохранившиеся паровозы · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «ФД»


Феликс Дзержинский
Parovoz FD21-3125.JPG

Паровоз ФД21-3125
Основные данные
Страна постройки

СССР

Flag of the Soviet Union
 СССР

Заводы

Ворошиловградский (Луганский) паровозостроительный,
Улан-Удэнский паровозоремонтный

Годы постройки

1931—1942

Всего построено

3213

Ширина колеи

1524 мм, 1435 мм

Конструкционная скорость

85 км/ч

Технические данные
Осевая формула

1-5-1

Длина паровоза

15 877 мм (ФД20), 15 905 мм (ФД21)

Служебный вес паровоза

134,4 т, 145 т (ФДк)

Порожний вес паровоза

118,87 т

Сцепной вес

100—104 т (ФД20), 103,5 т (ФД21), 110 т (ФДк)

Нагрузка от движущих осей на рельсы

20—22 тс

Мощность

до 3100 л. с.

Сила тяги

21 200—23 300 кгс

Диаметр бегунковых колёс

900 мм

Диаметр движущих колёс

1500 мм

Диаметр поддерживающих колёс

1200 (№ 1—3), 1050 мм

Давление пара в котле

15 кгс/см

Полная испаряющая поверхность нагрева котла

295,16 м (ФД20), 247,7 м (ФД21)

Тип пароперегревателя

Элеско-Е (ФД20), Л40 (ФД21)

Поверхность нагрева пароперегревателя

148,4 м (ФД20), 123,5 м (ФД21)

Площадь колосниковой решётки

7,04 м

Диаметр цилиндров

670 мм

Ход поршня

770 мм

Парораспределительный механизм

Гейзингера (Вальсхарта)

Тип тендера

4-осный (ФД20-1), тип 17, 6П

Эксплуатация
Страны

СССР

Flag of the Soviet Union
 СССР, КНР
Flag of the People's Republic of China
 КНР
, КНДР
Flag of North Korea
 КНДР

Феликс Дзержинский

ФД («Феликс Дзержинский»; заводское обозначение —  — «1-й тип паровоза»; прозвища — Федя, Федюк, Феликс) советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся уганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией, когда правительство страны потребовало от железнодорожного транспорта справиться со всё возрастающим грузооборотом.

Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Полученный при проектировании и производстве «Феликса Дзержинского» опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов в условиях предельного использования винтовой сцепки и нереконструированного верхнего строения пути. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги. Впоследствии существенное количество ФД поступило и на железные дороги Китайской Народной Республики.

Часто к серии ФД ошибочно относят пассажирские паровозы ФДп, которые до 1962 года носили обозначение серии ИС. Паровозы серии ИС строились с 1932 года и имели большую унификацию с паровозом ФД (котёл, паровая машина, элементы экипажной части), но отличались от него осевой характеристикой.



Паровоз ФД 20

Паровоз ФД 20 - 2238 воздвигнут на постамент с южной стороны станции Харьков-пассажирская ЮЖД. Официальное ...
3:29 мин.

Видео «ФД»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!