Каталог статей /

Поезд :: Формирование поездов

Поезд · Определение понятия · История поездов · Проектирование и расчёт поездов · Формирование поездов · Организация движения поездов · Разновидности поездов · Оборудование поездов · Поезда в культуре и искусстве · Рекорды среди поездов · Аварии и крушения поездов · Галерея · Примечания · Литература · Близкие статьи ·


Подробнее: Маневровая работа

Как понятно из определения, поезд формируется из тяговых (локомотивы, моторные вагоны) и нетяговых (грузовые и пассажирские вагоны) единиц подвижного состава. В настоящее время можно выделить несколько основных вариантов компоновки поездов:

Варианты компоновки поездов
Варианты компоновки поездов
  • Самый распространённый вариант — группа вагонов В с локомотивом Л в голове состава (вариант 1). В этом случае масса поезда зависит только от силы тяги локомотива. В случаях, когда мощности одного локомотива недостаточно, применяют несколько локомотивов, работающих кратной тягой, либо по СМЕ. При таком варианте компоновки ускорение поезда при пуске пропорционально отношению массы локомотива к массе поезда. Для грузовых и дальних пассажирских поездов пусковое ускорение не оказывает существенного влияния на время хода.
  • Для пригородных поездов и городского транспорта, с их большим количеством остановок, влияние ускорения при пуске и торможении на время хода оказывается существенным. Требуется увеличение отношения сцепной массы к общей массе поезда. Это достигается использованием моторвагонного подвижного состава — несколько моторных вагонов М, которые предназначены для тяги одного или нескольких прицепных вагонов П (вариант 2). Моторные вагоны получают энергию от автономной силовой установки (турбо- и дизель-поезда), расположенной в вагоне, или контактной сети (электропоезда). По концам поезда располагаются головные вагоны — вагоны с кабинами управления, которые могут быть как моторными МГ (ДР1, ЭР22), так и прицепными ПГ (ЭР2, ЭР9). Также есть вариант компоновки, когда все вагоны в составе являются моторными (метрополитен, рельсовые автобусы), что даёт возможность получить наибольшее ускорение при пуске (вариант 3).
  • Моторные вагоны могут быть также предназначены для перевозки грузов (вариант 4), такой состав называют тяговым агрегатом. Он состоит из локомотива Л (электровоз управления) и одного или двух моторных вагонов-думпкаров М. Такая схема нашла широкое распространение на промышленном железнодорожном транспорте, особенно при работе в карьерах.

Формирование поездов производится в основном на сортировочных станциях (а моторвагонного подвижного состава — в оборотных депо) в полном соответствии с установленными для дорог правилами (для российских железных дорог ими являются правила технической эксплуатации железных дорог, график движения и планом формирования поездов). Формированием поездов занимаются составители поездов.

Формирование грузовых поездов

Манёвры  идут полным ходом
Манёвры идут полным ходом

Порядок формирования и пропуска длинносоставных, тяжеловесных, соединённых, повышенного веса и длины грузовых поездов устанавливается дежурным железной дороги. Формирование производится без подборки вагонов по числу осей и весу, но при формировании длинносоставных и тяжеловесных поездов порожние вагоны должны ставиться в последнюю треть поезда. Моторвагонный подвижной состав при следовании в ремонт или из ремонта ставятся в хвост грузового поезда одной группой. Действующие в России правила технической эксплуатации железных дорог запрещают ставить в состав следующие вагоны:

  • неисправные, угрожающие безопасности движения и состояние которых не обеспечивает сохранности перевозимых грузов;
  • загруженные сверх их грузоподъёмности;
  • не имеющие надписей о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях);
  • имевшие сход с рельсов или находящиеся в поезде, потерпевшем крушение, впредь до осмотра их и признания годными для движения;
  • имеющие сломанные рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовые части, и, кроме этого, вагоны с неисправностью кровли, создающей опасность отрыва её листов;
  • платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе;
  • платформы, транспортёры и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не будет дано соответствующих указаний;
  • платформы с незакрытыми бортами, за исключением случаев, предусмотренных особыми инструкциями, вагоны с незакреплёнными бункерами, цистерны, хопперы, зерновозы, цементовозы и подобный подвижной состав с открытыми крышками загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств;
  • порожние крытые вагоны с открытыми и не запертыми на дверную закидку дверями, вагоны для перевозки нефтебитума с не очищенными от битума колёсными парами по кругу катания.

Формирование пассажирских поездов

Нормы веса и длины дальних и местных пассажирских поездов и порядок размещения вагонов в них указываются в книжках расписания движения поездов. В переднем и последнем вагонах крайние торцевые двери запираются, а переходные площадки закрепляются в поднятом положении. Порядок прицепки к пассажирским поездам вагонов сверх нормы и следования длинносоставных пассажирских поездов определяется соответствующими инструкциями. На российских железных дорогах допускается прицеплять к пассажирским поездам (кроме пригородных) нецельнометаллические вагоны служебно-технического назначения.

Запрещается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:

  • вагоны с опасными грузами;
  • вагоны с истекшими сроками периодического ремонта или с истекшими сроками единой технической ревизии.

В пассажирские (кроме скоростных и скорых) и почтово-багажные поезда могут быть также поставлены несколько грузовых вагонов.

  • в дальние — 1 вагон (либо одна двухвагонная секция для перевозки живой рыбы);
  • в местные и пригородные — 3 вагона;
  • в почтово-багажные — 6 вагонов;

Скорость пассажирских и почтово-багажных поездов, в которые включены вагоны других конструкций и типов, ограничены скоростями, установленными для этих вагонов.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!